Россия развивает малую авиацию. Старт в небо дает Обнинск
В этом году обнинская «Технология» совместно с казанской компанией «МВЕН» представят новый самолет для легкомоторной авиации
Накануне 2017 года ОНПП «Технология» и ООО «МВЕН» подписали меморандум о сотрудничестве в области создания нового легкого самолета для сельскохозяйственных нужд. По заверению сторон, выкатка первого «совместного» летательного аппарата намечена уже на этот год. Более того, пилотный экземпляр рассчитывают представить уже на авиасалоне МАКС-2017. В планах — к 2020 году выйти на серийный выпуск до 60 таких воздушных машин в год.
«Технология» обладает огромным опытом участия в реализации масштабных проектов авиационной отрасли, — отметил генеральный директор ОНПП «Технология» Андрей Силкин. — А у фирмы «МВЕН» есть новые проекты. Объединяя наши возможности, мы рассчитываем добиться реальных результатов. В настоящее время рассматривается возможность совместной организации серийного производства воздушных судов авиации общего назначения. Этот проект помимо прочего позволит расширить границы кооперации между предприятиями Калужской области и Республики Татарстан».
Что нужно малой авиации?
Когда речь идет о подобных типах летательных аппаратов, требования просты: он должен быть надёжен, расходовать как можно меньше топлива, при этом набирать достаточно высокую скорость и летать на дальние расстояния. А потому на счету каждый килограмм веса готового изделия. Использовать в авиастроении исключительно металл — прошлый век. С наступлением «карбонового века» такие самолеты уже не выдерживают никакой конкуренции.
Современное авиастроение ориентируется на новые стандарты: полимерные композиционные материалы в конструкции фюзеляжа, крыла, хвостового оперения. А признанный в России (а по ряду позиций и в мире) эксперт в области применения неметаллических материалов — именно обнинская «Технология».
О партнерстве
Вообще «Технология» и авиация сегодня воспринимаются как синонимические понятия. У обнинского предприятия колоссальный опыт по созданию лучших в мире пилотажных самолетов — СУ-26 (лидер по числу завоёванных на нём призов в рамках различных соревнований по высшему пилотажу), СУ-29, СУ-31. Это, без преувеличения, великолепные летательные аппараты. Но эти воздушные суда создавались давно. Запросы изменились. Сегодня используются другие технологии, другие материалы. При этом ОНПП «Технология» способна ответить этим новым вызовам, являясь лидером в стратегической для страны отрасли — авиации. А потому совершенно логично возник вопрос: не вернуться ли к производству таких самолетов? Более того, учитывая санкции и рост отечественного сельского хозяйства, открылась новая рыночная ниша — отрасли нужны легкие, но быстрые воздушные суда. По мнению экспертов, общая численность отечественного парка сельхозавиации в десятки раз меньше потребной.
«Мы очень тщательно выбирали себе партнера, который мог бы воспользоваться нашими технологическими возможностями, — рассказывает Андрей Силкин. — И нашли его — это казанская компания «МВЕН», которая за 20 лет своего развития достигла уникальных успехов. Этот производитель, со своей стороны, искал мощного индустриального партнера для развития серийного производства своей продукции в части воздушных судов авиации общего назначения. Сегодня мы сделали первый шаг — подписали меморандум о сотрудничестве. На 2017 год у нас самые амбициозные планы. Мы рассчитываем, что в новом году первое воздушное судно, созданное совместными усилиями, будет на крыле».
К слову, у ООО «МВЕН» за плечами серьезный опыт. Компания изготовила 26 самолетов, которые успешно эксплуатируются в стране и за рубежом. Кроме того, там разрабатывают и изготавливают сертифицированные спасательные системы.
«Эволюция всей техники связана с появлением новых технологий и материалов, — отметил генеральный директор ООО «МВЕН» Виктор Ермоленко. — Объединив усилия с таким крупным и серьезным производителем авиационных конструкций из композитных материалов, как ОНПП «Технология», мы создадим конкурентоспособный самолет с отличными летно-техническими характеристиками».
Вопросы рекомендаций
Проект создания нового самолета уже поддержан на самом верху. Он получил одобрение ГК «Ростех», Министерства промышленности и торговли России. Особую значимость новой кооперации также подчеркнул и губернатор Калужской области Анатолий Артамонов.
В «Технологии» поясняют: выбран тот самый проект, который абсолютно безупречен с точки зрения экспертного сообщества.
Распределение задач
ОНПП «Технология» выполняет композитный корпус для нового самолета — крылья, хвостовое оперение, фюзеляж, а также отвечает за остекление. Конструкторская документация и авионика — от казанского партнера.
В этом году предприятия должны сделать выкатку первого самолета — легкого и оснащенного по последнему слову авиатехники. В планах — наладить серийное производство. «Это именно наша рыночная ниша, и только наша», — резюмировал Андрей Силкин.